Пасхальный хлеб — АРТОС : что такое, история, употребление

0_2761d_a15e9173_XL

 

Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. Называется этот хлеб АРТОС.  

 Слово артос ( в переводе с греческого языка  — квасной хлеб) — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.

Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Употребление артоса идет с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что Апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней — и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после за амвонной молитвы. На солее, против Царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. После каждения вокруг стола с установленным артосом священник читает молитву: «Боже Всесильный и Господи Вседержителю, Иже рабом Твоим Моисеем во исходе Израилеве от Египта, и в освобождении людей Твоих от горький работы фараоновы, агнца заклати повелел еси, прообразуя на Кресте закланнаго волею нас ради Агнца, вземлющаго всего мира грехи, возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа! И ныне, смиренно молим Тя, призри на хлеб сей, и благослови, и освяти его. Ибо и мы, раби Твои, в честь я славу, и в воспоминание славнаго Воскресения Тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечный работы вражия и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и проведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим: нас же сего приносящих, и того лобзающих и от него вкушающих, Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подавая. Ты бо еси источник благословения и цельбам податель, и Тебе славу воссылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков».

Освящение пасхального артоса в Псково-Печерском монастыре
Освящение пасхального артоса в Псково-Печерском монастыре

После молитвы иерей окропляет артос святой водой, говоря: «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго духа. Аминь» (трижды). Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое перед иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.

nb617510

В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Хлебе ангельский, Хлебе жизни вечныя, сошедый с Небесе, напитавый нас во всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, тридневнаго ради и спасительнаго Воскресения! Призри и ныне, смиренно молим Тя, на мольбы и благодарения наша, и якоже благословил еси пять хлебов в пустыни, и ныне благослови хлеб сей, яко да вси, вкушающии от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».

Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня. Употреблять Артос нужно натощак, со святой водой, и с молитвой и благоговением.

Род артоса на нижней степени освящения представляет пасхальный кулич, церковно-обрядовая пища, но вовсе не мирская роскошь.

icon

 

( источник : православный интернет — портал «Православие и мир» : http://www.pravmir.ru/chto-takoe-artos-2/ )

(10486)


Пасхальный хлеб — АРТОС : что такое, история, употребление: 3 комментария

  1. Жаль ,что так получилось с моей дочерью ,но хотелось бы знать правильно ли поступил батюшка- ведь и он присутствовал там не один — а неисповедованных осталось много — и ведь среди них наверняка были те ,которые пришли ВПЕРВЫЕ в храм !

    • Сложно сказать. Если священник был на службе один, а народу много — то очень сложно исповедовать всех желающих : это мало того, что очень тяжелый труд для священника : принимать большое количество исповедей, так ведь и ему еще служить, и саму службу затягивать не желательно : люди не привычны к слишком длительным службам. Обычно на исповедь в таких случаях желательно приходить заранее, что бы не отвлекать священника от Богослужения, и не задерживать остальных молящихся. Но если священник служит не один, если есть еще и другие священники — то обычно вообще — то все, кто может, выходят принимать исповедь, что бы и помочь служащему священнику, и окормить духовно всех прихожан. В описанном Вами случае сложно сказать : как именно там была ситуация.

  2. Очень хорошая статья -батюшка на проповеди говорил в том году я слышала об этом ,но не так полно,а в этом году пролежала на больничной койке и так жалко ,что не попала на такой Светлый праздник ! Но зато радовалась за дочь — она у меня была в Екатеринбурге и пошла впервые на Пасхальную ночь (дети маленькие ) А тут радость -что выходные ,занятий нет ! Но жаль что омрачился праздник -вышел батюшка — меньше часа принимал исповедь -а потом сказал — все больше принимать не будет ! У нее такое было ощущение ,что ее за что то наказали и она после 2 ух часов ушла (еще прибаливала -но ведь пошла ) А я как радовалась ,что хоть кто то из моей семьи пошел !Благодарю вас за статью ! Спаси вас Господь и Пресвятая Богородица !

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *