В Иисусе Христе, Сыне Своем, Бог показал любовь, которая превосходит всякий разум!!! Тот, через Кого Бог сотворил мир, явился в образе человеческом, дабы явить человечеству любовь Святой Троицы, дотоле неведомую миру. Как же Он явился? Так, как только великая любовь не стыдится явиться ради спасения возлюбленного : в уничижении, в служении, в страдании и, наконец, в жертвенности.
В повестях и балладах о рыцарях мы читаем, как они за любовь своих избранниц шли на страдания, иной раз и на смерть. Но те избранницы были достойны их любви и жертвы, как о том пишут поэты и романисты. А Безгрешный и Пречистый Христос понес уничижения, муки и страшную смерть… за грешников и развратников (развратниц), за убийц. лгунов. воров, разбойников. клятвопреступников и безбожников, за испоганенные и смердящие души человеческие, которые источали зловоние в смертельном разложении и прежде смерти телесной уже были мертвы. Едва ли кто умрет за праведника… но : » … Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками…» ( Рим. 5. 7 — 8 ).
Коренная, источная заповедь — люби! Малое слово, а выражает всеобъятное дело. Легко сказать — «люби», но не легко достигнуть в должную меру любви. Не совсем ясно и то, как этого достигнуть. Потому — то Спаситель и обставляет эту заповедь другими, пояснительными правилами : » люби как самого себя, и как хотите, что бы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними … » ( Лк. 6.31). Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная, ибо есть ли мера любви к самому себе и есть ли добро, которого не пожелал бы кто себе от других? Между тем, однако, это предписание не неисполнимое! Все дело стоит за тем, что бы войти в совершенное сочувствие с другими, так чтобы их чувства вполне переносить на себя, чувствовать так, как они чувствуют. Когда это будет, нечего и указывать, что в каком случае надо сделать для других : само сердце укажет! Ты только позаботься поддерживать сочувствие, а то тот час подойдет эгоизм и возвратит тебя к себе и заключит в себя. Тогда и пальцем не пошевелишь для другого, и смотреть на него не станешь, хоть умри он…
Когда люди удалились от любви Божией. единой истинной любви, они начали называть любовию свои похоти и желания. Так, они назвали любовью желание плотских, телесных наслаждений, земных благ, суетных, пустых знаний, как и желание власти и почестей, игр, веселия, обладания вещами… Все это люди именовали любовию по наущению сатаны, чтобы забыть любовь небесную, единственную неложную…
Многочисленные желания, пОросли плотской любви, не могли заменить ни истинную любовь, ни сделать человека счастливым. Напротив, они сделали его несчастным, потому что издалека очаровывают, а вблизи разочаровывают… Многие желания произвели раздробленность сердца, внутреннее неустройство в человеке и внешние распри среди сынов человеческих… С утратой любви человек потерял понятия об истине, потому что любовь и истина нераздельны. Как различные желания заменили собою любовь, так и ложные понятия заменили истину, а ложные боги — Единого Истинного Бога. Всякой страсти человеческой соответствовало ложное божество…
Получив заповедь любить Бога, приобрели мы также и силу любить, вложенную в нас при самом первоначальном устройстве. И доказательство тому не вне человека, но каждый может узнать сам собой и сам в себе. Ибо от природы в нас есть вожделение прекрасного, хотя по большей части разным людям разное и кажется прекрасным. И нежную любовь к свойственному и к родственному имеем не учась, и благодетелям добровольно оказываем всякое благорасположение.
Что же достойнее Божественной красоты? Какое представление приятнее Божия величия? Какое желание души так живо и неудержимо, как желание , порожденное Богом в душе, которая очищена от всякого порока и с истинным расположением говорит : » Уязвлена есьм любовию аз…» ( Песн. 2.5 ) Подлинно неизреченны и неописанны молниеносные блистания Божией красоты : ни слово не может выразить, ни слух вместить. Наименуешь ли блеск денницы, или сияние луны, или свет солнца — все это недостойно к уподоблению Славы Божией, и в сравнении с Истинным Светом далее отстоит от Него, нежели глубокая ночь и ужаснейшая тьма от самого ясного полудня…
Любящий желает не подчинять только, но и подчиняться, и более радуется подчиняясь, нежели начальству над любимым ( любимой). Любящий желает лучше благодетельствовать, нежели получать благодеяния, потому что желает лучше иметь друга должником своим, нежели быть самому должным. Любящий желает благодетельствовать возлюбленному, но не хочет, что бы видны были его благодеяния : желает быть первым в благодеяниях, но не хочет, что бы он КАЗАЛСЯ первым в благодеяниях. Знаю — многим сказанное покажется странным; причиною то, что я говорю о предмете. который ныне обитает на Небе. Как если бы я говорил о каком — нибудь растении, которое родится в Индии и о котором опытно никто не знает, то я не мог бы вполне объяснить словом… Так и теперь — сколько бы я ни сказал — сказал бы напрасно, ибо что некоторые не поймут сказанного. На Небе, я сказал, насаждено это растение, но если мы захотим, то оно будет насаждено и в нас. Поэтому нам заповедано говорить Отцу Небесному : » Да будет воля Твоя, яко на Небеси — и на земли…» ( Мф. 6.10).
» Возлюби ближнего твоего, как самого себя..» ; » Как хотите, что бы с вами поступали люди — так и вы с ними поступайте…» ; » Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить…» — так завещал нам Христос Спаситель. И если бы именующие себя христианами люди исполняли сие, мир наш не был бы столь заражен негативом.
( инок Афанасий Рябчук. Из дневниковых записок «Мои размышления о духовном»)
(249)