В последние годы очень часто к священникам на приходах люди обращаются с вопросами о возможности расторжения церковного брака и об отпевании самоубийц. В связи с этим Священным Синодом Русской Православной Церкви был рассмотрен этот вопрос, и было вынесено определение порядка решения его.
Согласно данного определения, решение о церковном разводе и об отпевании человека, совершившего самоубийство ( либо — если родственники покойного, вопреки официальному заключению о смерти считают, что человек не совершал данного деяния ( самоубийства) ) правомочен принимать исключительно правящий Архиерей той епархии, по территориальности которой находится приход, куда обращаются люди за разрешением данных вопросов.
Священный Синод вынес следующее определение по порядку рассмотрения вопроса расторжения церковного брака и отпевании самоубийц.
Было определен следующий порядок рассмотрения данных вопросов:
Прошение на имя Управляющего Епархией о расторжении церковного брака или отпевании самоубийц первоначально подается через настоятеля православного прихода, в котором состоит территориально проситель.
Настоятель, получив прошение, составляет на имя Управляющего данной епархией рапорт о своем отношении к данному вопросу, предварительно проведя беседу с просителем.
Рапорт настоятеля и прошение просителя отправляются на адрес Епархиального Управления с полным пакетом требуемых документов (смотреть приложение).
Лицо, получившее разрешение на расторжение церковного брака или отпевания самоубийцы, должно приобрести в церковной лавке своего прихода псалтырь и молитвослов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Перечень документов для подачи на расторжение церковного брака.
1.Прошение на имя Управляющего епархией одного из супругов
2.Рапорт настоятеля православного прихода, в котором состоит проситель.
3.Свидетельство о расторжении брака из ЗАГСа.
ПАМЯТКА О ПРАВИЛАХ РАСТОРЖЕНИЯ ЦЕРКОВНОГО БРАКА :
Развод в Православии осуждается, но признается, как выражение церковной икономии, как снисхождение к человеческой немощи. При этом право расторжения церковного брака и разрешение на вступление в новый брак принадлежит только архиерею.
Православной Церковью допускается не больше трех браков.После законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному ( т.е тому, не по чьей вине происходит развод) супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимьи, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимьи, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается. При этом третий брак допускается исключительно только овдовешему супругу (супруге ) , имеющему (имеющей ) на иждевении несовершеннолетних детй, для полноценного содержания и воспитания детей. Лицам, вступающим в третий брак после развода благословение на сие дается только исключительно архиереем по тщательному рассмотрению ситуации. ( «Социальная Концепция Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Определения Поместного Собора РПЦ МП 2000 г от Рождества Христова. Раздел «О церковном браке и семье» . изд. Москва 2001 год).
Перечень мотивов для церковного развода был достаточно широк, несмотря на то, что в Евангелии Господь указывает только одну такую причину: прелюбодеяние (См.: Мф. 5; 32). Так, Поместный Собор Русской Православной Церкви в 1918 году в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» называет следующие:
Прелюбодеяние одной из сторон.
Вступление кого-либо из супругов в новый брак.
Отпадение супруга или супруги от Православия.
Противоестественные пороки.
Неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного самокалечения.
Заболевание проказой или сифилисом.
Длительное безвестное отсутствие.
Осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.
Посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей.
Снохачество или сводничество.
Извлечение выгод из непотребств супруга.
Неизлечимая тяжкая душевная болезнь.
Злонамеренное оставление одного супруга другим.
Этот перечень оснований к расторжению брака в своей основе действителен и сейчас, кроме некоторых экзотических для нас нюансов (например, лишение прав состояния). В документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятом Юбилейным Архиерейским собором в августе 2000 года, добавляется к перечисленным еще и следующие причины.
Заболевание СПИДом.
Медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания.
Совершение женой аборта при несогласии мужа.
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, ПОДАВАЕМЫХ НА РАЗРЕШЕНИЕ ОБ ОТПЕВАНИИ САМОУБИЙЦ :
1.Прошение на имя Управляющего епархией одного из супругов
2.Рапорт настоятеля православного прихода, в котором состоит проситель.
3.Свидетельство о смерти из ЗАГСа.
4.Медицинская справка от психиатра.
ПАМЯТКА О ПРАВИЛАХ ОТПЕВАНИЯ САМОУБИЙЦ :
По каноническим традициям Православной Церкви, сформировавшимся еще в эпоху Вселенских Соборов (IV — VIII вв.), поминать самоубийц в православном храме не разрешается. Канонический запрет на это связан с богоборным характером самоубийства как такового. Жизнь каждого человека есть драгоценный дар Божий. Следовательно, тот, кто самовольно лишает себя жизни, кощунственно отвергает этот дар. Это в особенности должно сказать о христианине, жизнь которого вдвойне есть дар Божий — и по естеству, и по благодати искупления. Налагающий на себя убийственную руку христианин вдвойне оскорбляет Бога: и как Творца, и как Искупителя. Само собой понятно, что такое деяние может быть плодом только полного неверия и отчаяния в Божественном Промысле, без воли которого, по евангельскому слову, и волос не упадет с головы верующего. А кто чужд веры в Бога и упования на Него, тот чужд и Церкви. Она смотрит на вольного самоубийцу как на духовного потомка Иуды предателя, который, отрекшись от Бога и Богом отверженный, «шед удавился».
Поэтому по церковным канонам, самоубийц (к таковым относятся также убитые на дуэли, преступники, убитые во время разбоя, люди, настоявшие на эвтаназии) и подозреваемых в самоубийстве (например, утонувших при неизвестных обстоятельствах) нельзя отпевать в храме, поминать в церковной молитве за Литургией и на панихидах. Самоубийц не хоронят на церковных кладбищах.
Тем не менее, как в Русской Церкви, так и в других Поместных Православных Церквах, сочли возможным, тщательно исследовав обстоятельства, приведшие каждого конкретного члена Церкви к самоубийству, допускать отпевание и церковное поминовение тех из них, кто совершил самоубийство в состоянии засвидетельствованного третьими лицами психического расстройства, душевной болезни. На этом основании епархиальные церковные учреждения по благословению правящего епископа могут выдавать разрешения на отпевание самоубийц, в отношении которых точно известно, что самоубийство было совершено ими не в состоянии душевного озлобления или холодного расчета, не в порыве ропота или богоборчества, а в состоянии психического нездоровья.
Кроме того, церковь разрешает хоронить по церковному обычаю так называемых «случайных самоубийц» – то есть не рассчитавших дозу алкоголя, выпивших по ошибке яд, случайно разрядивших в себя ствол при чистке оружия, вывалившихся из окна и т.д. и т.п., а также тех, кто пожертвовал своей жизнью для спасения жизни чужой.
Церковь разрешает отпевать самоубийц, которые не умерли сразу, а имели время для покаяния (так отпевали Пушкина, хотя дуэль приравнивается к самоубийству).
Особого внимания заслуживают случаи, когда человек был убит, но убийцы постарались инсценировать самоубийство. Если есть хоть малейший повод сомневаться в том, что это было самоубийство – т.е. покойный никогда не выказывал таких намерений и т.п., то отпевание, как правило, совершается. Так, например, был отпет Сергей Есенин, невзирая на официальную версию самоубийства.
***********************************************************************************************************************
Статья подготовлена по материалам официального сайта Нефтекамской и Бирской Епархии : http://www.nefeparhia.ru/
(8556)