Приходя в храм, к сожалению, часто сталкиваешься с происходящей в нем суетой, слышишь различные разговоры, причем не всегда на духовную тему, а чаще — о житейских делах беседующих, об их общих знакомых, работе, семьях и т.д.. А иногда и различные сплетни… Печалит это.. Ведь, например, придя в кабинет своего руководителя на работе ( на службе ) мы стоим тихо, смиренно, не разговариваем в присутствии начальства. А придя в храм — забываем, что тут мы предстоим Самому Господу, Который превыше всяких начальств и правительств!
Когда разговариваешь с кем — то о духовном, часто слышишь : но мы ведь этого не знаем, нам этого никто не говорил, не учил нас… Как же так? А разве мы не читаем ежедневно Священное Писание? Не обращаемся в молитве ко Господу? Разве, находясь в храме на богослужении мы не слышим песнопений, молитв звучащих во время службы? Не слышим чтения Евангелия и Апостола? Чтения канонов, акафистов, Псалтири? Ведь все это — и содержит необходимый уровень духовных знаний, нужный каждому человеку! Ах, да.. Конечно мы этого не слышим! Мы ведь дома молимся «на скорую руку» — если вообще молимся, занятые повседневными житейскими бытовыми делами и заботами.. А уж на прочтение Священного Писания нам вообще редко удается найти время. Но ладно, Господь милостив, Он простит нам наши эти небрежения ради нашего труда на Богослужении в храме. Хотя нет.. Разве в храме мы внимательны? Разве, встретив знакомых и в беседе с ними, или занятые приобретением и становлением в подсвечники свечей, заказе треб и молитв, или же в думах о своем личном — семейно — служебном, или же даже в благоговейном молчании, но в окружении всего вышеперечисленного жужжания мы слышим читаемое и поемое в храме? Нет же конечно! И что получается? Для чего мы пришли в храм тогда? Что для нас такое — храм Божий?
В житии и описании чудес святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца есть такой интересный случай : во время богослужения одна женщина подошла к иконе святителя Николая и хотела поставить свечку и приложиться к иконе. Но в этот момент лик «ожил» и святитель Николай сказал женщине : что ты делаешь? Не могла все это проделать до начала богослужения? Или дождаться конца? Я молюсь, люди вокруг молятся, а ты своим хождением тут всем нам мешаешь!». Вот такой случай…
Итак, для чего мы пришли в храм Божий? Для общения с Господом, для насыщения души нашей плодами духовной пищи, или для встречи с друзьями — знакомыми и общения с ними? Почему мы в храме совершенно забываем о других людях, стоящих здесь, а помним лишь о своих нуждах? Не правильно это! Так давайте же вспомним, что придя в храм — мы приходим в место особого присутствия Божия, в место особой святости и духовного воспитания нас , и вспомним
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ХРАМЕ.
УСТРОЙСТВО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА
Сначала давайте разберемся, как устроен православный храм.
Православная церковь, даже самая маленькая, всегда поражает своею красотой и величием. Колокольный звон, золотые одежды священнослужителей – все это уже внушает благоговение перед местом, куда мы собираемся войти.
КАК ПРАВИЛО, ЛЮБАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ДЕЛИТСЯ НА 3 ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ:
1 притвор (обычно здесь располагаются стеллажи с церковной литературой, свечи, иконы и т.д.);
2 сам храм (здесь стоят молящиеся во время богослужения);
3 Алтарь (самое сакральное место в храме, женщинам туда вход воспрещен, а мужчины-прихожане могут заходить туда только в особых случаях и с позволения священника).
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПРАВОСЛАВНОМ ХРАМЕ
Если вы собираетесь посетить храм, то вам необходимо знать несколько достаточно простых правил поведения в церкви. Святость храма требует к себе особого благоговейного отношения. Апостол Павел учит, что на молитвенных собраниях «все да бывает благообразно и по чину».
Не грозен Господь к тем, которые благоговеют перед Ним, но милостиво зовет к Себе всех, говоря: «Придите ко Мне все трудящиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мт. 11:28). Успокоение, укрепление и просветление души – вот цель посещения храма.
По правилам поведения в церкви в храм следует приходить в чистой и приличной одежде, как требует того святость места. Женщинам следует проявлять христианскую скромность и стыдливость и не приходить в коротких или открытых платьях или в брюках. Еще до входа в храм женщинам следует стереть краску с губ, чтобы при целовании икон, чаши и креста не оставлять на них красных отпечатков своих губ.
Входя в храм, следует не спеша перекреститься и сделать поясной поклон в сторону Алтаря, говоря: «Боже, будь милостив ко мне грешному,» или: «Боже, очисть меня грешного и помилуй меня.»
После этого купи свечу (или несколько свечей), и поставь перед иконой (иконами), как свою жертву Богу. Если пришел на Литургию, то приобрети просфору и подай записку или помянник с именами своих близких за здравие (о живых) и за упокой (об умерших).
Поцеловав храмовую икону (или несколько икон по своему желанию), тихо, никого не толкая пойди к тому месту в храме, где ты будешь молиться в течение службы. Если проходишь против Царских врат, благоговейно перекрестись и поклонись в сторону престола. Принято, что мужчины стоят на правой стороне храма, а женщины – на левой. Застревать в притворе не следует, так как это место для прохода.
Следуя правилам поведения в храме, необходимо приходить в церковь к началу богослужения, заранее, что бы спокойно, не спеша, подать записки, приобрести и поставить свечи, приложиться ко всем иконам. Повторим : спокойно, не спеша, не мешая другим молящимся и не отвлекая их от богослужения. Если же по особо важным причинам опаздываешь, то старайся не помешать молитве других, ранее пришедших. Если входишь в храм во время чтения Евангелия, пения Херувимской или во время Евхаристического канона Литургии (от песни «Достойно и праведно есть» до песни «Достойно есть, яко во истину») или пения «Отче наш,» то остановись в притворе и лишь по окончании этих важнейших частей богослужения тихо иди на свое место.
Если увидишь знакомых людей, молчаливым поклоном поздоровайся с ними, но никогда, даже с особо близкими, не здоровайся за руку и ни о чем не спрашивай, не заводи разговоров. Дождись окончания богослужения и, уже на пути домой, поговори с ними о делах ваших. Стоя в храме не любопытствуй и не всматривайся в окружающих тебя. Ни в коем случае не допускай в храме посторонних разговоров, а тем более шуток: это – грех. Часто можно наблюдать, что во время Запричастного канона, или же во время елеепомазания, или же во время Причастия молящихся некоторые люди считают, что богослужение приостановлено и начинают ходить по храму, разговаривать друг с другом ( порой очень даже громко), не обращая внимания на то, что в это время читает или поет клирос. Не надо этого делать! Богослужение продолжается! Нужно спокойно и в молчании стоять на своем месте и молиться самим и не мешать молиться другим.
Согласно правилам поведения в православной церкви в храме должно стоять, а не сидеть. Только в случае нездоровья или крайней слабости разрешается присесть. Святитель Филарет Дроздов говорил : «Лучше сидя думать о Боге, чем стоя — о больных ногах». Но это касается лишь очень пожилых и немощных людей, болящих, или же беременных женщин на последних сроках беременности. Таковым разрешается молиться сидя, вставая лишь в особых моментах богослужения : во время Евхаристического канона, чтения Евангелия и Апостола, каждения храма Малого и Великого Входов духовенства, выноса Святых Таин для причастия народа. Но и сидеть нужно скромно : не выставляя ноги далеко вперед, не закидывая ногу на ногу.
В храме молись, как участвующий в богослужении, а не присутствующий только. Пусть все молитвы и песнопения исходят от твоего сердца.
Когда слышим слова общего благословения, как, например: «Мир всем,» «Благодать Господа нашего Иисуса Христа… » или другие подобные возгласы, наклони голову, не крестясь. На каждение отвечай наклонением головы.
До конца богослужения не уходи из храма, ибо это неуважение к святости дома Божия и отвлекает других от молитвы.
К святому Причащению подходи благоговейно, скрестив руки на груди (правая рука покрывает левую); не крестясь целуй Чашу, чтобы случайно не толкнуть ее, и, выпив затем теплоту (запивку), вернись на свое место, благодаря Бога. Женщины подходят к Чаше с покрытой головой и ненакрашенными губами.
По правилам поведения в православном храме, увидев кого-нибудь в неподобающей одежде, или нарушающего перечисленные здесь правила, скажи об этом старосте или его помощнику, но сам не делай замечаний в храме.
Уходя из храма, перекрестись и в течение остального дня бережно храни полученную в нем благодать.
Помни всегда : находясь в храме — мы находимся как бы уже в преддверии Царствия Божия, и поведение должно быть соответствующее : смиренно — уважительное, молитвенное и благоговейное к присутствию Божию!
(781)
http://my.mail.ru/community/pravoslavcludank/346F5E73E6FAEB24.html
Опубликовала у нас в сообществе и дала ссылку на все сайты, где я есть.
Очень нужная, необходимая статья, отец Афанасий!
Но вот у нас на приходе идет борьба — чтобы не делали земных поклонов на праздники. Об этом бы добавили, когда будете делать брошюры!
Очень-очень жизненно!
Спаси Господи, Наталия! При подготовке следующего материала на эту тему — обязательно учтем Ваше пожелание!. Вообще же, как можете видеть по дате — это уже старая статья. Просто я периодически решил репостить через клик «поделиться» вот такие старые, но всегда актуальные , материалы, дабы напоминать читателям о том, что нужно прочитывать не только то, что на первой странице, но и в архивы сайта поглядывать 🙂
Тема беседы очень актуальна и полезна, особенно для воцерковляющихся прихожан, спасибо Бог! Можно напечатать как памятку для приходящих на службу, многие просто не знакомы с этими правилами и будут благодарны за заботу о них. Помогай Вам Господь!
Здравствуйте, Светлана! Большое спасибо за Ваш комментарий! Эта статья — краткое изложение уже имеющейся в нашем храме ( прп. Серафима Саровского г. Зеленогорск) такой брошюры. Брошюра находится в библиотеке храма. К сожалению, пока что в единственном экземпляре. Потому мы и опубликовали краткое изложение на нашем сайте. Через кнопку «поделиться» Вы можете поделиться этой записью с друзьями в социальных сетях «интернет», в которых зарегистрированы и видите соответствующую кнопку под записью. Бог даст — мы сможем со временем издать большой тираж нашей брошюры и распространить на всех приходах нашего благочиния как для использования в библиотеках приходов, так и для приобретения прихожанами. Пока такой возможности нет : публикация таких брошюр пока что для нас очень дорого стоит в плане оплаты услуг типографии.