Мы все родом из детства. То, что было вложено в наши умы и сердца с ранних лет, остается на всю жизнь. В нашей семье было принято перед празднованием Нового года наряжать живую ель гирляндами, игрушками, сладостями. До сих пор у меня этот праздник ассоциируется с волшебством. И этому, наверное, надо радоваться.
Но я человек, крещенный в православной вере. Не с первых дней открытия прихода св. ап. Иоанна Богослова в г. Заозёрном, а спустя несколько лет, я стала прихожанкой храма. Со временем для меня стала меняться значимость праздников, на первое место стали выходить церковные. По церковной традиции самым большим является Пасха, на втором месте – Рождество Христово.
Перед Рождеством Христовым идет рождественский пост, который начинается 28 ноября и заканчивается накануне праздника, 6 января. Празднование Нового года попадает на дни поста. Мне хочется разделить радость с коллегами, друзьями, родственниками при встрече светского праздника, и в тоже время не утратить яркости ощущений величия церковного. Это возможно. Постные блюда достаточно разнообразны. Меру поста каждый определяет для себя сам.
Немного двойственная ситуация натолкнула на мысль заглянуть в историю праздников. То, что новогодняя ель пришла в советские дома из Рождества Христова, факт известный. Для меня лично было «открытием», как это произошло.
Во-первых, в дореволюционной России Рождество отмечалось до Нового года. Всенародно и широко праздновались святки: праздничные дни, длящиеся от праздника Рождества до праздника Крещения. Дни 31 декабря и 1 января в этот праздничный ряд неизбежно попадали. Декретом Совета народных комиссаров от 24 января 1918 года на территории страны был введен Григорианский календарь. Так как православная Церковь продолжала использовать юлианский, Рождество и Новый год поменялись местами.
В 1922 году в РСФСР началась кампания за преобразование праздника Рождества Христова в «комсомольское рождество» или «комсвятки». В день Рождества комсомольцы читали доклады, разоблачающие «экономические корни рождественских праздников», организовывали уличные шествия, в клубах устраивались маскарады и ёлка, получившая название «комсомольская ёлка».
Однако через несколько лет эти меры были признаны неэффективными. XVI партийная конференция, прошедшая в апреле 1929 года, отменила празднование Рождества Христова, была отменена и рождественская ёлка – «поповский обычай». Елка перешла на нелегальное положение.
Ситуация изменилась совершенно неожиданно. 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась небольшая заметка, подписанная П.П. Постышевым. Она начиналась так: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев.
Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны?».
Автор призывал комсомольских и пионерских лидеров в срочном порядке устроить под Новый год коллективные ёлки для детей. Предложение партийного руководства было принято и полностью осуществлено в масштабах страны всего за четыре дня. Новый год стал праздником, а ёлка рекомендовалась в новом качестве – как детская забава, пригодная для юных строителей коммунизма. К празднику Рождества Христова в нашей стране она больше не имела отношения.
Информация взята из Википедии.
Оказалось не так-то просто искоренить рождественское предназначение лесной красавицы. И сейчас уже на равных правах в нашей стране существуют Новогодняя ёлка и Рождественская ёлка. И это очень радует.
автор — Галина Терехова, сотрудник информационной службы и педагог воскресной группы при храме во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова ( г. Заозерный ) На фото — настоятель храма иерей Петр Лифантьев поздравляет воспитанников Детского Дома «Рыбинский» г.Заозерный. Рождество 2012г.
(328)