О молитве соборной ( церковной ), и частной ( келейной, домашней )

 

pasha2011-01  Очень часто те, кто именует себя христианами, но не посещают храм Божий, оправдывают сие словами «Не обязательно ходить в храм, главное — иметь веру в душе». Но так ли это? С особым чувством воспринимаются в связи с этим слова Евангельские : «Где двое или трое  собраны во Имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20).  

Все верующие являются членами Церкви Христовой, и без Церкви одному человеку трудно найти верный путь к спасению, правильному поведению в земной жизни. Вне Церкви человек хиреет, легко поддается соблазнам, колебаниям, смущениям, смятению духа. Церковь духовно питает каждого приходящего к ней. Мы живем в окружении разнообразных людей : плохих, хороших, верующих и неверующих, встречаемся с последователями вредных учений, не зная об этом, что — то пытаемся передать им свое, но чаще получаем от них вред, ненужные знания, опыт. вредную информацию. Наша вера в Господа постепенно вытесняется посторонними мыслями, ложными учениями, и, считая себя православными христианами, мы на самом деле становимся слабым отражением христианина.  Постоянное общение с Церковью помогает бороться с окружающим злом и неправдой, и восстанавливает  в человеке дух Христов, дух веры. 

pravila

Если человек молится один и не живет жизнью Церкви, то суета и заботы века сего  все дальше и дальше будут уводить его с дороги веры. Необходимо постоянно бывать в храме, молиться со всеми стоящими в нем, ибо «где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них» , исповедоваться и приобщаться Святых Таин. Образно говоря, молитву одного человека можно сравнить с одиноко  горящей свечой, но молясь в храме, сотни молящихся соединяют свет своих горящих свечей, и тогда возгарается огромный столп света, озаряющий всех стоящих в храме, и молитвы наши, соединенные воедино, возносятся  в доме Господнем — храме — к Творцу.

20-statya00101_001

 

И Он слышит и внемлет нам. Пребывая в храме, мы молимся о друзьях, родных и близких наших, коллегах, знакомых и всех живущих христианах — дабы Господь помогал  им жить, сохранять  и умножать веру; молимся о врагах и обидчиках — дабы примириться с ними. И конечно не забываем молиться об умерших — наша молитва помогает душам  ушедших. Наша молитва — это помощь всем людям. На памятнике милостивого врача Гааза высечены слова : «Спешите делать добро» . Да, да — спешите , это — евангельская истина! Добро и молитва  — этому учит нас Иисус Христос. И этого мы можем достигнуть только частым посещением храма, совместным ( соборным ) вознесением молитвы ко Господу вместе со всей Церковью.  И этого не возможно добиться одному, без Церкви.

Участие в церковной жизни несет человеку успокоение, любовь, учит молитве ( а молитва — есть беседа с Господом ) и любить ближних своих и Господа всем сердцем своим, всем разумением своим. Учит истинной вере, заповеданной нам Самим Иисусом Христом и святыми Его : верить во Отца и Сына и Святого Духа — Троицу нераздельную. Вера Церкви точно соответствует словам Символа веры, утвержденным Вселенскими Соборами.

Простому человеку не полезно вступать в богословские споры. Боюсь ошибиться, но, насколько мне не изменяет память, почти каждый апологет и богослов, написав много хороших и полезных книг, всегда допускал некоторые неточности, за которые подвергался жесткой критике и осуждению со стороны своих оппонентов ( однако, за свои великие деяния и такие богословы  бывали тоже канонизированы в сонме святых ). И все эти богословы и апологеты обязательно касались учения о молитве.  Все учителя Церкви  писали о значении молитвы для верующего человека. В XIX в. писали Митрополит Московский Филарет (Дроздов), Епископ Феофан Вышенский, Епископ Игнатий Брянчанинов, Оптинские старцы ( в письмах к духовным детям ), и многие другие духовные писатели. В новейшее время даже составлена классификация молитв.  Самое главное  при совершении молитвы : духовная собранность, душевная искренность, отрешение от житейской суеты, соблазнов и погружение в молитвенное состояние. Только тогда душа в своем молении может устремиться к Богу, но не каждому человеку это доступно в одинаковой мере. А потому и полезно именно частое соборное моление ( в храме, во время Богослужения ).

40425856_0_1cab9_666eff71_XL1

Молитвы ко Господу условно можно подразделить на три  вида :

1. Просительная молитва. Когда молящийся просит Бога оказать помощь, избавить от бед и несчастий, помочь близким, исцелить от болезней, утешить в скорби, дать хлеб насущный, простить грехи или когда он молится за умерших. Просительная молитва для большинства верующих является главнейшей — даже человек, недостаточно осознающий Бога, может в трудную минуту обратиться  к Вседержителю с просьбой о спасении. Приходя в Церковь и молясь, мы всегда о чем — то просим Бога;

2. Благодарственная молитва  — возносящая благодарность за оказанную помощь в делах его, за исполнение наших просьб, ранее излагавшихся в просительной молитве, за то, что Господь милует и дает жизнь. К сожалению, не все возносят Господу благодарственные молитвы. Многие только просят, уподобляясь должникам, постоянно берущим в долг, но забывающим отдавать прежде взятое.  Благодарственная молитва, устремленная к Богу, Пресвятой Богородице и святым, и устремленная не однажды, а много раз, является возвращением человеком его долга Господу за исполнение просимого ранее в просительной молитве. Однако, обращаются к Господу с благодарностью не все верующие;

3. Прославляющая Бога молитва   — это высшее моление к Богу, Творцу неба и земли, это восхваление Господа за все и вся. За скорби и беды, за спасение и избавление, за то, что живем, за радости и горе и, еще раз повторюсь — за все и вся. Господь  — наш Творец, все исходит от Него, Он создал нас и дает нам возможность своей благочестивой жизнью на земле спасти свою душу и по Его милости войти в Царствие Божие. Это великое моление совершенной души, и каждый из нас, постигнув всю силу благодарственной молитвы, может войти в круг прославляющей молитвы.

Прославляющая Господа молитва всегда звучит в храме, и особенно во время самой великой церковной службы — Литургии. А потому всякий, кто желает достигнуть совершенства в молитве, кто желает быть услышанным Господом — должен учиться молитве. А самое лучшее учение — это участи в церковном Богослужении, внимательном вслушивании и вникании во все читаемые молитвы, во все песнопения и возгласы духовенства, внимание читаемым  отрывкам из Священного Писания : чтению Апостола и Евангелия, Псалмам, и внимательному и послушному научению, преподаваемому людям священником во время проповеди. Только частое посещение храма, участие в Богослужении — вот то, что дает человеку истинное христианское учение, что помогает нам в повседневной жизни и предуготовляет нас к жизни вечной.

(1767)


О молитве соборной ( церковной ), и частной ( келейной, домашней ): Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *